К 125-летию со дня пуска в Нижнем Новгороде первого трамвая

56

10 (22) мая 1893 г. комиссией Нижегородской городской думы была рассмотрена записка архитектора Р.Я. Килевейна об устройстве городской электрической железной дороги. Было решено объявить открытый конкурс на проект создания в Нижнем Новгороде трамвая. В 1894 г. Нижегородский распорядительный комитет Всероссийской промышленной и художественной выставки утвердил предварительную схему трамвайных линий. 15 (27) мая 1895 г. был заключен контракт с Р.К. фон Гартманом, выступавшим от имени «Финляндской компании легкого пароходства», на строительство двух линий трамвая и двух элеваторов с правом концессии на их эксплуатацию до 1931 г. Первая линия проходила от Мининского сада в Нижегородском кремле через Благовещенскую пл. (совр. пл. Минина и Пожарского) по Большой и Малой Покровской ул. до конца Похвалинской ул. (совр. ул. Заломова). Вторая линия охватывала Рождественскую ул. от церкви Иоанна Предтечи до плашкоутного моста. В это же время были заключены контракты с фирмой «Сименс и Гальске» на постройку линии от Нижегородской ярмарки до территории XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки и с фирмой М.М. Подобедова на постройку внутривыставочного трамвая (в настоящее время — территория парка 1-го мая и стадиона «Локомотив»).

8 (20) мая 1896 г. началось движение трамвая по линии от ярмарки до выставки, 9 (21) июня были открыты линии в верхней части города и внутри выставки. Линия, действующая на территории выставки, была закрыта после ее завершения. В 1897—1898 гг. монопольным владельцем нижегородских трамвайных линия стало «Русское общество электрических дорог и электрического освещения».

В начале XX в. продолжалось строительство новых линий трамвая: в 1901 г. была открыта Похвалинско-Острожная линия трамвая от Острожной пл. (совр. пл. Свободы) до Ново-Базарной пл. (совр. пл. М. Горького) и ул. Большая Покровская, в 1902 г. — Кремлевско-Монастырская линия, включавшая новый участок от ул. Большая Ямская (совр. Ильинская ул.) до Крестовоздвиженского монастыря.

8 октября 1914 г. нижегородский трамвая был выкуплен городом у «Русского общества электрических дорог и электрического освещения» за один миллион двести тысяч рублей.

С протоколами Нижегородской городской думы пользователи могут ознакомиться по записи в читальном зале ЦАНО по адресу: ул. Студенческая, 15.