Вопросы и ответы

Запрос (заявление) в комитет можно подать :

  • с использованием Платформы государственных сервисов (ПГС) в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Личный кабинет) на основе интерактивной формы (Получение архивных справок, выписок и копий, связанных с социальной защитой, пенсионным обеспечением, необходимых для получения льгот и компенсаций) через Личный кабинет;
  • посредством электронной почты на официальный адрес комитета : archiv@nobl.ru, на адрес электронной почты для обращений граждан og@arhiv.kreml.nnov.ru;
  • заполнив интерактивную форму обращения на сайте «Государственная архивная служба Нижегородской области» в разделе Главная/Обращения граждан/Отправить обращение/Написать письмо;
  • лично в комитете по адресу: ул. Студенческая, д. 15, г. Нижний Новгород, 603082;
  • посредством почты России на адрес: Кремль, корп.14, г. Нижний Новгород.

По результату предоставления государственной услуги комитет направляет в адрес заявителя:

  • уведомление о перенаправлении запроса, поступившего посредством ПГС,  на исполнение в подведомственные комитету государственные архивы Нижегородской области, которые направляют заявителю архивные справки, архивные копии, архивные выписки;
  • уведомление о перенаправлении запроса на исполнение в подведомственные комитету государственные архивы или муниципальные архивные учреждения Нижегородской области, которые направляют заявителю архивные справки, архивные копии, архивные выписки; 
  • информационное письмо об отсутствии запрашиваемой архивной информации в государственных архивах Нижегородской области с указанием возможных путей ее поиска.

Срок предоставления услуги – 21 рабочий день.

Услуга предоставляется бесплатно.

Согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за проставление апостиля уплачивается государственная пошлина в размере 2500 рублей за каждый документ (архивную справку, архивную копию, архивную выписку).

На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении за проставлением апостиля плательщик уплачивает государственную пошлину до проставления апостиля.

Запрос на предоставление государственной услуги (по проставлению апостиля) можно направить  в письменной форме по почте, по электронной почте, через портал госуслуг Нижегородской области (РПГУ), по факсу, при личном обращении в комитет.

Заявителю необходимо предоставить паспорт, документ для проставления апостиля (архивную справку, архивную, копию, архивную выписку). Заявитель также вправе представить по собственной инициативе документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проставление апостиля.

Срок данной административной процедуры  составляет 3 дня в случае  проставления апостиля на документах, подготовленных государственными и муниципальными архивами Нижегородской области. В течение 30 дней – на документах, подготовленных архивами организаций, расположенных на территории Нижегородской области.

Архив организует доступ пользователей к архивным делам, документам с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации, в частности, со ст. 25 Федерального закона от 22. 10. 2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 08.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п. 3.1. . «Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации», утвержденных приказом Федерального архивного агентства № 143 от 01.09.2017 г. :

«3.1. Пользователю предоставляется доступ к делам, документам, справочно-поисковым средствам к ним, печатным изданиям с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации».

Самостоятельное копирование дел, документов, печатных изданий производится в архивах в соответствии с п. 4.1.14. «Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации», утвержденных приказом Федерального архивного агентства № 143 от 01.09.2017 г. (далее — Порядок):

«4.1. Пользователь вправе:…
4.1.14. Заказывать либо изготавливать самостоятельно арендуемыми техническими средствами архива или собственным техническим средством копии архивных дел, документов, печатных изданий в объеме не более 100 листов (кадров, электронных образов) в течении рабочего дня на возмездной основе при соблюдении требований подпунктов 4.2.21—4.2.25 Порядка»

Принцип инфракрасного отопления (ИК) базируется на том, что большая часть тепловой энергии (90–92%) указанной системы направлена на нагрев самих объектов, находящихся в помещении, а в случае размещения указанного оборудования в архивохранилище и на нагрев архивных документов.

В архивохранилище температурный фактор регулирует скорость старения всех видов документов без исключения (бумажных, звуко- и видео, фотоматериалов и т.д.), а при ее повышении все химические реакции старения бумаги, текстов и других видов документов ускоряются в 2–3 раза, что влечет за собой угрозу сохранности архивных документов.

Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях Российской академии наук, утвержденными приказом Федерального архивного агентства (Росархива) от 2 марта 2020 г. № 24 (далее – Правила), установлены требования к зданиям и помещениям архива и нормативным режимам хранения архивных документов. Правила не содержат в себе норм по оборудованию архивохранилищ ИК отоплением.

Установка в архивохранилищах нагревательных элементов системы ИК отопления может стать причиной пересыхания архивных документов. Монтаж элементов ИК отопления и их подключение к электросети может спровоцировать возгорание электропроводки. Оборудование архивохранилищ данной системой не соответствует требованиям п. 2.11.1.2 Правил и п. 5.2.22 Рекомендаций ВНИИДАД «Освоение помещений, выделяемых под ведомственные или государственные хранилища и иные функциональные архивные службы» (М., 1996).

Информацией об оборудовании помещений архивохранилищ государственных и муниципальных архивов Нижегородской области ИК отоплением комитет не располагает. 

Бринский Антон Петрович (10 июня 1906 – 14 июня 1981)

В документах архивного личного фонда Антона Петровича Бринского, находящимся на хранении в Государственном казённом учреждении Центральный архив Нижегородской области, в автобиографии, датированной августом 1947 г., и в личном деле полковника А.П. Бринского (30 декабря 1943- 1947 гг.) выявлены некоторые несоответствия с информацией, размещенной в сети «Интернет». Например: в автобиографии (1947 г.) А.П. Бринский пишет вместо «псевдоним» — «кличка ''Дядя Петя''» (Основание: ф. Р-398, оп. 4, д. 4, л. 45); 59-й отдельный разведбатальон, где начал Великую Отечественную войну А.П. Бринский, стоял в М.Руда возле г. Граево Белостокской области (так в документе) (Основание: ф. Р-398, оп. 4, д. 4, л. 45), а не возле Белостока, как указано в справке; приказ об увольнении из кадров Советской Армии в запас по выслуге лет по 13-му гвардейскому стрелковому Кёнигсбергскому корпусу № 010 г. Горький, датирован 25 января 1955 г., издан по приказу министра обороны Союза ССР № 06618 от 31 декабря 1954 г. (Основание: ф. Р-398, оп 4, д. 4, л. 45)

1. Какие запросы исполняются архивами на безвозмездной основе?

Запросы, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающие их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации (запросы социально-правового характера) исполняются архивом безвозмездно.

2. Какой архив хранит документы по личному составу ликвидированных предприятий?

Документы по личному составу ликвидированных учреждений, организаций, предприятий, в т.ч. в ходе банкротства, поступают на хранение в Государственное казенное учреждение Государственный архив Нижегородской области документов социально-правовой защиты граждан по адресу: ул. Каширская, д. 58, г. Нижний Новгород, 603032, e-mail: gaszno@gu-gano.kreml.nnov.ru, тел. (831) 421 15 91, 436 98 05.

Документы муниципальных организаций – в Муниципальное казенное учреждение «Архив города Нижнего Новгорода» по адресу: ул. Бекетова, д. 8 а, г. Нижний Новгород, 603950 ГСП-300, (831) 412 19 90, e-mail: arhiv_nn@mail.ru.

Документы организаций, находившихся на территории городских округов, муниципальных районов Нижегородской области – в соответствующих муниципальных архивах.

Архивные учреждения Нижегородской области осуществляют работу с документами по личному составу ликвидирующихся организаций в рамках действующего законодательства.

Основная масса документов поступает от организаций, ликвидирующихся в результате банкротства.

Встречаются факты несвоевременного упорядочения, утраты и не поступления документов в архив.

В практике работы государственные архивы сталкиваются с фактами обнаружения брошенных документов на площадях ликвидируемых организаций, доставки документов в архив почтовым отправлением, попыток передать на хранение в архив документы только за период конкурсного производства.

На сайте в разделе «Внимание, розыск архивов организаций!» опубликован и постоянно обновляется список ликвидированных организаций, официальные пути розыска документов которых исчерпаны. На учете за период с 2006 по сентябрь 2012 года числится 1086 организаций с неустановленным местонахождением документов по личному составу по запросам граждан. Количество таких организаций ежегодно увеличивается. О местонахождении документов, указанных в списке организаций, об организациях, чьи документы находятся под угрозой утраты и о наличии и местонахождении любых бесхозяйных документов граждане могут сообщить в архивную службу области – комитет по делам архивов Нижегородской области, государственные и муниципальные архивы — и тем самым оказать посильную помощь в реализации социальных прав и гарантий граждан.

3. Каким образом можно сделать запрос в государственные архивы о предоставлении каких-либо сведений?

В государственные архивы Нижегородской области обращения можно направить в письменной форме следующими способами:

при личном обращении;
по почте;
по электронной почте;
по факсу;


Обращения, направленные в электронном виде, заверять электронной цифровой подписью не требуется. Архивная справка, подготовленная архивом в соответствии с обращением, направляется только по почте простым письмом.

Отвечаем на вопросы:

1. Государственное казённое учреждение Центральный архив Нижегородской области (ГКУ ЦАНО) и другие госархивы области осуществляют обслуживание пользователей в читальном зале и оказание платных услуг на основании действующих отраслевых нормативных правовых актов.

2. Государственные архивы Нижегородской области предоставляют документы пользователям в читальном зале на безвозмездной основе — в соответствии с Порядком использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утвержденным приказом Федерального архивного агентства (Росархива) от 01.09.2017 № 143 (далее — Порядок).

3. Государственные и муниципальные архивы могут оказывать платные услуги (предоставление документов в порядке установленной очереди — бесплатно) — в соответствии с п. 4 ст.6 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

4. Госархив может устанавливать очерёдность и время посещения читального зала, исходя из конкретных возможностей обслуживания исследователей читального зала — в соответствии с  «Правилами организации хранения, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях» (приказ федерального архивного агентства (Росархива) от 2.03.2020 № 24, зарегистрирован Минюстом РФ 20 мая 2020 г. № 58396, далее — Правила);

4.1. Предоставление документов в читальный зал в порядке установленной очерёдности обусловлено штатными возможностями госархивов. Областные государственные архивы являются государственными казёнными учреждениями, в задачи которых в сфере использования документов входят, прежде всего, документальное подтверждение социальных прав и гарантий граждан, документальное информирование органов государственной власти и местного самоуправления, предоставление архивных документов для исследователей.

5. По заказам пользователей, с учётом технических возможностей архива, изготавливаются копии архивных документов (Правила); исследователи могут заказывать или самостоятельно изготавливать копии архивных документов по теме исследования, при наличии технических возможностей, по специальному разрешению руководства архивов использовать собственные технические средства — в соответствии с Порядком. Процесс выполнения заказов на копирование, в том числе объемы копирования архивных документов, неопубликованных описей дел, документов, других архивных справочно-поисковых средств и баз данных, стоимость изготовления копий и порядок расчетов за их изготовление определяются руководством архивов — в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

6. Выдаче не подлежат документы, находящиеся в неудовлетворительном физическом состоянии — в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», порядок признания факта неудовлетворительного состоянии архивного документа регламентирован в Правилах (в том числе решение может приниматься непосредственно в процессе подготовки дела к выдаче).

7. Госархивы могут осуществлять приносящую доход деятельность на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон от 22 декабря 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;
  • Закон Нижегородской области от 22 декабря 2005 года № 209-З «Об архивном деле в Нижегородской области»;
  • Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утвержденный приказом Федерального архивного агентства (Росархива) от 01.09.2017 № 143;
  • Правила организации хранения, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях» (приказ федерального архивного агентства (Росархива) от 02.03.2020 № 24.

8. Перечень платных работ (услуг) определен уставами учреждений и номенклатурой платных работ и услуг.

Порядок выполнения работ и оказания услуг на платной основе определен нормативным правовым актом учреждения.

Данная информация размещена на страницах государственных архивных учреждений сайта Государственной архивной службы Нижегородской области.

9. Цены на оказываемые услуги и выполняемые работы госархивы формируют самостоятельно.

Порядок формирования цен на оказываемые платные услуги определяется исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, степени срочности исполнения и коэффициента инфляции по Нижегородской области на соответствующий год.

10. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона Нижегородской области от 17 ноября 2010 года № 180-З «Об особенностях правового положения государственных учреждений Нижегородской области в переходный период» с 1 января 2012 года доходы, полученные казенными учреждениями Нижегородской области от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, зачисляются в доходы областного бюджета.