125 лет назад в Нижнем Новгороде был впервые продемонстрирован первый русский самодвижущийся экипаж

78

Создан первый отечественный автомобиль был двумя российскими инженерами Евгением Яковлевым и Петром Фрезе. На разработку их вдохновило появление в Петербурге первых автомобилей фирмы «Бенц». Сохранив общую концепцию, Яковлев и Фрезе создали новую, более современную конструкцию, вполне приспособленную к дорожным условиям России.

Впервые изобретение было представлено публике на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке. Газета «Нижегородский листок» сообщила: «С 1 июля на выставке демонстрируется первый русский самодвижущийся экипаж». 19 июля эта же газета, рассказывая о визите императора Николая II на выставку, сообщила, что императорской чете был продемонстрирован первый русский автомобиль бензиномотор, а пояснения давал сам инженер П.А. Фрезе.

К сожалению, первый отечественный автомобиль не вызвал большого интереса у монарха и представителей правящей элиты Российской империи. Они не оценили его техническую новизну и эксплуатационные характеристики. Публика же восприняла изобретение с большим интересом. Различные российские периодические издания отмечали, что «механический экипаж без лошадей, изготовленный впервые в Петербурге, изящен и легок», что он «оценивается в 1500 рублей и в час может делать по шоссейной дороге до 20 верст».

Аккредитованный на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке нижегородский фотограф М.П. Дмитриев запечатлел первый российский автомобиль. В настоящее время негатив хранится в Государственном архиве аудиовизуальной документации Нижегородской области.